София Федоровна Русова

18.02.2021

«Держава, яка через ті чи інші обставини дійшла до руїни, може з неї врятуватися, коли добре організує єдину, від низу до гори національну школу»

C. Русова

Она была выдающимся просветителем, хранительницей достижений украинской культуры, общественным деятелем, пылкой поборницей сохранности и развития украинского языка, подвижницей развития национальной системы образования и воспитания. Но безжалостные уловки истории, искажение национального мировоззрения, отлучение от традиций, обычаев, культуры своего народа, тотальная русификация империи загнали это имя в неизвестность на десятилетия.

Родилась София Русова 18 февраля 1856 года в аристократической семье в селе Олешня Гродненского уезда (ныне Репкинский район) Черниговской губернии. Отец Федор Линдфорс – швед по происхождению, был отставным российским офицером, мать – Анна Жерве – француженка, высокообразованная и интеллигентная женщина, но рано ушла из жизни, когда Софийке не было и четырех лет. Воспитанием девочки занимался отец и старшая сестра Мария и няня, простая украинская крестьянка, о которой София вспоминала всю жизнь с теплотой. Были и гувернантки, которые обучали иностранным языкам: французскому, английскому и немецкому. Детские годы ее прошли в общении и играх с крестьянскими детьми, наблюдениями за работой крестьян и их нищей жизнью. Отец имел либеральные взгляды, пользовался уважением крестьян, в годы земельной реформы был избран мировым посредником. Сестра Мария открыла школу в селе Олешня для обучения крестьянских детей, поддерживала постоянные контакты с прогрессивными представителями украинской интеллигенции, которые были частыми гостями в усадьбе Линдфорсов. К тому же в семье была богатая библиотека – произведения Руссо, Вольтера, Гете, Миллера, Байрона, Мишо, Тургенева. Эти первые семейные впечатления зародили в чувствительной душе девочки ростки демократизма и народности.

Начальное образование София получила дома. В десять лет она поступила в третий класс престижной Киевской Фундуклеевской женской гимназии, которую закончила в 1870 году с золотой медалью. Внезапная смерть отца в 1871 году меняет жизнь Софии. В свои пятнадцать лет вместе со старшей сестрой открыла в Киеве первый украиноязычный детский сад и духовно сблизилась с членами Старой Громады. Этому способствовало близкое знакомство с семьей известного украинского писателя М. Старицкого, дети которого посещали их детсад. И именно он познакомил сестер не только с семьей украинского композитора Н. Лысенко но и с другими выдающимися деятелями украинской культуры, членами Старой Громады – М. Драгомановым, В. Антоновичем, П. Чубинским, П. Житецким, Ф. Волком, А. Русовым и др. Сестры Линдфорс предоставляют в вечерние часы помещения детского сада для собраний Общества и репетиций драматического кружка пьес на украинском языке, который в то время, согласно с валуевским указом, был под запретом. София также принимает деятельное участие в спектаклях, включается в изучение украинской культуры, языка, этнографии, фольклора.

В 1874 году София Федоровна вышла замуж за Александра Русова. А. Русов, как статистик, имел частые переезды: Чернигов, Нежин, Херсон, Полтава, Одесса, Киев – и где бы ни находилась семья Русовых, София Федоровна активно включалась в работу местных общин, просвит: в открытие детских садов, начальных школ, библиотек, подготовку спектаклей, лекториев, издание литературы и т. п. Царское правительство тщательно следило за развитием национально-освободительного движения в Украине.

После разгрома Кирилло-Мефодиевского братства за членами всех объединений украинской интеллигенции устанавливается «негласный надзор». Не обошла эта чаша и семью Русовых. В период с 1880 по 1905 годы Софию Федоровну арестовывали пять раз, однако это не повлияло на ее убеждения, а только усилило их, закалило ее волю.

Революция 1905 года дает С. Русовой надежду на освобождение Украины из-под гнета царской империи. Она работает в комиссии, созданной Академией наук для признания украинского языка. По ее инициативе был созван съезд народов российского государства, на котором поднимался вопрос о предоставлении полной автономии каждому народу в экономической и культурной жизни, создание школ для всех народов с обучением на родном языке, принимает активное участие во Всероссийском съезде учителей (1905 г.). В это время С. Русова разрабатывает и читает курс лекций по украинской литературе для слушательниц Бестужевских курсов в Петербурге, там же с ее участием был издан бесцензурный сборник «Кобзаря» Т. Г. Шевченко. В 1906 г. С. Русова издает «Український буквар» на основе разработок А. Потебни, который еще в 60-х гг. XIX в. работал над учебником для украинских воскресных школ. Это был смелый шаг, потому что таких учебников на украинском языке русская цензура не пропускала, к тому же революция пошла на спад, и в стране усиливалась реакция.

Весной 1909 года С. Ф. Русова вслед за мужем, которому предложили читать курс статистики в новосозданном Коммерческом институте, возвращается в Киев. Это был тяжелый период в ее жизни, поскольку в начале 1909 года петербургская земля приняла на вечный покой ее старшего сына Михаила. Несмотря на тяжелые переживания, она год преподает в Коммерческом институте французский язык, после чего из-за отказа Министерства народного образования продлить разрешение на преподавательскую деятельность в этом вузе переходит работать в коммерческую школу І Учительского общества. В это же время редактирует первый украинский педагогический журнал «Свет», читает курс дошкольного воспитания в Фребеловском институте, участвует во Всемирном съезде представителей прессы в Брюсселе.

В 1915 году она овдовела. События Февральской революции 1917 г. София Русова встретила в Киеве. Реакция украинских педагогов на тогдашние политические изменения в стране точно передается словами Софии Федоровны в работе «Мої спомини»: «Скрізь залунало гасло: рідна мова в рідній школі! Скільки за нього бились з царизмом, а тепер наша воля його реалізувала в життя. Закипіла праця!». От просветительских организаций ее избрали в Центральную Раду, София Федоровна возглавила Департамент дошкольного и внешкольного образования Генерального секретарства (Министерства) образования, проводила дерусификации школ, готовила украинские учебники. В начале 1919 года София Русова вместе с украинским правительством была эвакуирована в Каменец-Подольский. Здесь она преподавала в учительской семинарии и Каменец-Подольском государственном украинском университете, который в то время еще воспринимался как «украинская твердыня», занималась университетским детским садом и другими детскими учреждениями.

Однако в начале 1921 года в результате деятельности большевистских комиссаров, которые начали непосредственно управлять университетом, в нем произошли изменения, которые фактически сделали невозможным нормальный учебный процесс: была отменена автономия этого учебного заведения, профессора вместо проведения занятий принудительно должны были работать на общественных огородах, началось физическое уничтожение сознательной молодежи и интеллигенции. Все это вызывало мысли об эмиграции. Последние годы украинской государственности София Русова плодотворно работала в Красном Кресте, спасая жизни многих украинских воинов, находившихся в плену.

В 1922 году эмигрировала во Львов, затем в Вену и Чехию, где также развернула большую просветительскую деятельность, суть которой заключалась в воспитании у украинской молодежи чувства национального сознания. Работала профессором Украинского высшего педагогического института им. М. Драгоманова. В Праге выдала сборники «Дидактика», «Націоналізація дошкільного виховання». Автор труда «Теорія і практика дошкільного виховання» (1924).

Возглавляла Украинский женский совет, принимала участие во всемирных женских конгрессах в Гааге, Копенгагене, Женеве, Вене. С 1937 по 1940 год – почетный председатель Всемирного союза украинок.

Умерла 5 февраля 1940 года в Праге.

Больше можно узнать, обратившись к документам из наших фондов:

О ней:

  • Дровозюк Лідія. Софія Русова: дві святині – власна школа й власне військо [Текст] / Л. Дровозюк // Історичний калейдоскоп. – 2019. – № 1. – С. 29-31.
  • Дяков І.В. Теоретичні основи дослідження педагогічної спадщини та діяльності Софії
  • Русової [Текст] / І.В. Дяков // Інноваційна педагогіка. – 2019. – № 18 т. 1. – С. 23-26 – Бібліогр. наприкінці ст.
  • Дяков І.В. Педагогічні погляди Софії Русової щодо виховання особистості в системі позашкільної освіти [Текст] / І.В. Дяков // Інноваційна педагогіка. – 2018. – № 6. – С. 14-17 - Бібліогр. наприкінці ст.
  • Синекоп Людмила. Погляди Софії Русової на естетичне виховання [Текст] / Л. Синекоп // Дитячий садок. Мистецтво. Сер., Шкільний світ. – 2020. – № 2(лют.). – С. 5-11.
  • Соловей М.В. Софія Русова – організатор позашкільної освіти України (1917 – поч. 1919 р.) [Текст] / М.В. Соловей // Інноваційна педагогіка. – 2019. – № 14 т. 2. – С. 82-86 – Бібліогр. наприкінці ст.
  • Та ін.

Её произведения:

  • Русова Софія Федорівна. Мемуари. Щоденник/ С.Ф. Русова; Київський національний університет імені Тараса Шевченка; упорядкув. В.І. Сергійчук, опрац. текстів Л. Божук, опрац. текстів Л. Кирик, худож. оформ. М. Черненко – К. : Поліграфкнига, 2004. – Покажч. імен: с. 514-538. – 543 с.
  • Русова Софія Федорівна. Теорія і практика дошкільного виховання/ С.Ф. Русова - Л. : Просвіта, 1993. – 127 c. – (Популярна енциклопедія "Просвіти").
  • Русова Софія Федорівна. Наші визначні жінки: літ. характеристики-силюети/ С. Ф. Русова – Виннипег (Канада) : Видано заходом Союзу Українок Канади, 1945. – 105 с.
  • Русова Софія Федорівна. Початковий підручник французької мови задля самонавчання і перших класів гімназій з французсько-українським словарем/ С.Ф. Русова – Вінниця : Вид. Вінниц. просвіти, 1918. – Окремі елементи бібліогр. опису уточнені за Інтернет-ресурсами. – 72 с.
  • Русова Софія. Позашкільна освіта. Засоби її проведення [Текст] : Музеї. Екскурсії / С. Русова // Дитячий садок. Мистецтво. Сер., Шкільний світ. – 2020. – № 4(квіт.). – С. 33-43.

Календарь событий

    1 2 3 4
5 6 7 8 9 1011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Библиотека работает
с 9:00 до 18:00
пятница – выходной день
последний понедельник месяца –
санитарний день