Главная Новости Пакеты из кукурузного крахмала в «АТБ»: правда или «гринвошинг»?

Пакеты из кукурузного крахмала в «АТБ»: правда или «гринвошинг»?

02.04.2021 14:15

Сознательное потребление очень быстро стало модным трендом и одним из составляющих здорового образа жизни. Производители товаров тоже стремятся показать свою причастность к новому веянию и берут курс на экологичность.

С 15 марта в «АТБ-Маркет» запустили продажу экопакетов, якобы разлагающихся в течение 12 месяцев, не нанося вреда окружающей среде. Если все действительно так, то это существенно улучшит состояние окружающей среды в городах. Но у некоторых сознательных граждан есть опасения, что это – лишь «гринвошинг»*. Ведь существует много брендов, которые только притворяются «зелеными» (нефтяная компания «Chevron», химические компании «Du Pont», «Nestle», «Johnson's Baby», «Green Mama», «NIVEA PURE & Natural Yves Rocher», «Greenway " тому подобное).

Чтобы разобраться, сотрудники Центра экологической информации Гончаровки спросили у эксперта Дмитрия Бидюка, насколько эти пакеты экологические. Дмитрий преподает основы технологий биопластика, научные основы безотходных технологий пищевой продукции и экологическую безопасность пищевой продукции в Сумском национальном аграрном университете (СНАУ). Он провел свое маленькое «расследование» и исследовал состав и свойства этих пакетов, узнал об их производителе и сертификации. С самого начала старший преподаватель обратил внимание, что в посте на своей странице в «Фейсбук» сама сеть «АТБ» информацию подает некорректно. Специалист объясняет:

«Состав этих пакетов – 75% PBAT (биополимер из невозобновляемых нефтяных полимеров) и 25% – PLA (растительный биополимер, в данном случае – крахмал кукурузы). Оба полимера являются разлагаемыми! В заметке сети супермаркетов говорится, что в составе пакетов находится крахмал + PLA. А это, в данном случае, одно и то же. О невозобновляемых нефтяных полимерах в составе пакетов почему-то не написали. Это, пожалуй, ошибка SMM-щика, но она вводит в заблуждение тысячи пользователей».

Эти пакеты матовые и полупрозрачные, светло-зеленого цвета, почти не шуршат, на ощупь немного напоминают тонкую пленку от засохшего клея ПВА. Пользоваться ими можно в течение 9 месяцев. Но, чтобы пакет прослужил так долго, есть определенные условия хранения: в сухом помещении, подальше от солнечных лучей с температурой воздуха не выше 25 градусов. Страна-производитель – Вьетнам. Продукция имеет сертификат, подтверждающий, что пакеты разлагаются в условиях домашнего компостирования.

Вот на этот фактор следует обратить особое внимание. Вы должны иметь качественный компост и сам процесс компостирования организовывать с соблюдением требований и с участием червей. Согласно сертификату, толщина пакетов от 16 до 26 мкм. Если она не превышает 26 мкм, то он разложится в указанный срок, если же пакет будет грубым, то и разлагаться будет значительно дольше. Во время лабораторных исследований температура компоста, в котором разлагался пакет, составляла 25+- градусов. Пакет разложился на 90% от его сухой массы.

 «Итак, относительно выводов: на процесс биоразложения влияет огромное количество факторов, начиная от состава и внутреннего строения и заканчивая условиями исследований. Разложение в реальных условиях очень отличается от нормативных в лаборатории», – подытожил Дмитрий Бидюк.

Если такой пакет закопать, то, очевидно, он будет разлагаться более года. Если его выбросить на полигон, где нет соответствующих условий, разложение значительно затормозится, и его потенциал, как пригодного к компостированию, не будет использован.

Вероятно, что, учитывая состав этих пакетов от «АТБ» и отсутствие, к сожалению, систем управления отходами в Украине, правильно утилизировать пакеты, да еще и получать качественный компост в нынешних реалиях – задача достаточно сложная. Но делать шаги в этом направлении необходимо!

Гражданам, имеющим возможность компостировать органические отходы, обязательно следует обратить внимание на эти пакеты. А сотрудники Центра экологической информации Гончаровки уже ими пользуются и готовятся провести собственный эксперимент! Мы планируем самостоятельно проверить способность этих экопакетов к биоразложению в компосте. Ждите честный отзыв через 12 месяцев или попробуйте вместе с нами! Через год посмотрим, что у кого получилось, и сравним результаты.

 

*гринвошинг – экологическое позиционирование компании, товара или услуги без достаточных для этого оснований. Термин «гринвошинг» возник из комбинации английских слов green (зеленый, экологический) и whitewashing (отбеливание репутации).

Календарь событий

    1 2 34
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 293031 
Библиотека работает
с 9:00 до 18:00
пятница – выходной день
последний понедельник месяца –
санитарний день