Херсонская областная
универсальная научная библиотека
им. Олеся Гончара
ПН-ЧТ: 9:00-18:00
СБ-ВС: 9:00-18:00

Михаил Иванович Вериковский

Этот материал есть на украинском языке

20.11.2021

Современную украинскую музыкальную культуру невозможно представить без весомых наработок композитора, педагога, дирижера, музыкально-общественного деятеля Михаила Вериковского. Наверное, нет такой отрасли в украинской музыке, к которой бы он ни обращался, такого заметного явления в музыкальной жизни Украины, которое осталось бы без его внимания. Живя в сложное и противоречивое время, он направлял всю свою многогранную деятельность на развитие украинской национальной культуры.

Родился будущий маэстро 20 ноября 1896 года. Отец художника был выходцем из мещан, играл на гармони, знал много народных песен. Мать происходила из крестьянского рода, имела веселый нрав и всегда была душой общества. Родители очень любили петь и поощряли к музыке всех своих семерых детей. Естественный дар Михаила определил его дальнейшую судьбу. Окончив начальную школу, Михаил Вериковский в 1911 г. был причислен к четвертому классу Кремянецкого коммерческого училища (1912-1914), где учился игре на музыкальных инструментах. Первоначальную музыкальную подготовку, которая стала фундаментом для будущего профессионального роста, М. И. Вериковский получил в кременецком архиерейском хоре (тогда – Волынская губерния, ныне – Тернопольская обл.).

Михаил Вериковский руководил хором и оркестром народных инструментов, играл в симфоническом оркестре училища, учился игре на виолончеле, фортепиано и делал первые композиторские попытки создания фортепианных прелюдий и романсов. Одним из его ранних произведений стал Марш учеников Кременецкого коммерческого училища для оркестра народных инструментов (1913), который исполнялся на одном из училищных концертов. Со своими юношескими произведениями Вериковский в 1914 году переехал в Киев, где стал студентом консерватории по классу контрабаса. Проучившись всего год, был мобилизован на военную службу. Только в 1918 г. смог вернуться к учебе.

Во время Первой мировой войны написал несколько духовных песнопений в традиционной «петербургской» манере, среди которых выделяется трехголосный мужской хор «Тебе поем» (Тверь, 1916). Настоящий подъем духовного творчества М. Вериковского происходит в начале 20-х годов, когда он вместе с подавляющим большинством украинской интеллигенции активно участвует в утверждении УАПЦ. 1921 и 1922 годами датируется основная часть его духовных произведений, некоторые из которых удалось к тому времени напечатать в нескольких экземплярах. А вот фантазия «Дума о девке-пленнице Марусе Богуславке» стала своеобразным откликом М. Вериковского на требование писать для народа.

В духовных композициях М. Вериковского поражает глубина образов и сила воплощения могучего религиозного чувства, необычное прочтение канонических текстов. Не случайно Вериковский обращался преимущественно к пению всенощному, где большинство составляют сменные песнопения. Пожалуй, во всем украинском духовно-музыкальном творчестве это был второй, после М. Березовского, случай драматического подхода к воспроизведению библейского текста. Однако М. Вериковский ограничивался лишь небольшими песнопениями, кроме разве что «Пасхального канона». Однако и в малых формах Вериковскому удалось воспроизвести такую ​​силу драматизма, раскрыть такую ​​глубину конфликтности, что его песнопения поколебали общепринятое представление о так называемом «церковном стиле» и вместе с произведениями П. Козицкого прокладывают дорогу новому восприятию духовной музыки.

После окончания консерватории молодой композитор руководит (1920) Украинским национальным хором, преподает (1922) в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, является соучредителем, членом правления и председателем Общества им. М. Леонтовича (руководитель хора-студии при нем) (1921-1928), главой президиума и заведующим научно-творческим отделом Всеукраинского общества революционных музыкантов (1928-1930), дирижером Киевского (1926-1928) и Харьковского (1928-1935) театров оперы и балета.

Вериковского всегда привлекала классическая литература с ее глубоким художественным совершенством. Работа в оперном театре помогла осуществить давние мечты композитора – творить в музыкально-драматическом жанре. Одна за другой он написал оперы «Діла небесні» (по О. Вишне), «Вій» (по М. Гоголю), «Сотник», «Наймичка» (по Т. Шевченко), «Втікачі», «Дорогою ціною» (по М. Коцюбинскому), «Весняну сюїту»  на тексты И. Франко, романсы на стихи Ю. Словацкого. Ему принадлежит первый украинский балет «Пан Каньовський». В 1930-е гг. Вериковский написал также музыку к кинофильмам («Устим Кармелюк», «Назар Стодоля»), прорабатывал фольклор. Умелая обработка народных песен «Сусідко», «Ой учора із вечора», «Гей зі Львова», «На городі та все білі маки», «Ой дзвони дзвонять», «Котику сіренький» принесла им большую популярность. М. Вериковский написал более 120 обработок музыкального фольклора.

С 1940 года Михаил Иванович – руководитель Государственной капеллы «Думка».

Во время Второй мировой войны М. Вериковский создал цикл песен и романсов «У дні війни», кантата «Гнів слов’ян», «Думу про матір-Україну», симфоническую поэму «Петро Конашевич-Сагайдачний», поэму «Чернець». После войны преподавал в Киевской консерватории (с 1946 г. – профессор кафедры теории музыки и композиции). Кроме того, за активную творческую, педагогическую и общественную деятельность в 1944 году Вериковскому присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украины.

В конце 40-х годов началась очередная идеологическая кампания по поиску «внутренних врагов». Как правило, в список попадали те, чье творчество отличалось нестандартностью, а поведение – независимостью. Среди них в 1948 г. были С. Прокофьев, Д. Шостакович, Б. Лятошинский. Не обошло это стороной и М. Вериковского. Его обвинили в чрезмерном творческом внимании к исторической тематике. После этого художника освободили от обязанностей руководителя класса композиции, и с тех пор он работал профессором и заведующим кафедрой хорового дирижирования. Из репертуара театров исчезла его опера «Наймичка».

В период с 1950 по 1958 гг. Михаил Вериковский – научный сотрудник Института искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР.

Последний период творчества М. Вериковского отмечен активным трудом над редактированием собственных композиций и произведений украинских классиков: М. Лысенко, В. Сокальского, М. Леонтовича.

Всего в творческом наследии композитора более 400 произведений, среди которых оперы, оперетты, сюиты, симфонические поэмы, более 60 камерно-вокальных произведений, более 40 массовых и около ста песен для детей, около ста обработок украинских народных песен.

Умер Михаил Иванович 14 июня 1962 г. от инфаркта. Творческая деятельность М. Вериковского продолжалась более сорока лет и была разносторонней. Одной из важнейших черт его музыки является чрезвычайная демократичность. Именно она привела к популярности большую часть его произведений, делая их близкими и понятными слушателям. Достичь этого композитору помогло глубокое знание родного фольклора.

В 1996 году была основана премия им. М. Вериковского, которая вручается за выдающиеся достижения в области оперно-балетного творчества.

Больше можно узнать, обратившись к документам из наших фондов:

О нём:

  1. Галкіна Лариса. Заспівувач української музики Михайло Вериківський [Текст] / Л. Галкіна // Шкільний світ. Сер., Шкільний світ. - 2016. - N 19(жовт.). - С. 9-15 - Бібліогр. наприкінці ст.
  2. Кармазін Антон. Микола Вериківський і Модест Мусоргський: історико-стильові паралелі творчості [Текст] / А. Кармазін // Студії мистецтвознавчі. - 2010. - N1. - С. 15-21 - Прим.: с. 21
  3. Рожнятовська О.А. Із джерел народної пісенності [Текст] : До 100-річчя від народження М. І. Вериківського / О.А. Рожнятовська // Календар знаменних і пам'ятних дат. - 2006. - N4. - С. 56-62 - Библиогр. в конце ст.
  4. Українська хорова література : (рад. період) : навч. посіб. для муз. вузів / заг. ред. Н.І. Андрос- К. : Муз. Україна, 1985.
  5. Ч. 2: / Н.І. Андрос, В.А. Дженков, Н.Ф. Семененко, О.С. Тимошенко; заг. ред. Н.І. Андрос - Бібліогр.: с. 134-[135]. - 134,[ 2] с.
  6. Шурова Ніна Сергіївна. Михайло Вериківський/ Н.С. Шурова - К. : Муз. Україна, 1972. - 51 c.

Его произведения:

  1. Вериківський Михайло Іванович. Два романси: для меццо-сопрано з ф-но/ М.І. Вериківський - К. : Сов. композитор, 1961. - 8 с. - (Концертний репертуар вокаліста)
  2. Вериківський Михайло Іванович. П'ять уривків з опери ''Наймичка"/ М.І. Вериківський - К. : Сов. композитор, 1961. - 44 с.
  3. Вериківський Михайло Іванович. Українська сюїта: для скрипки з орк. : клавір/ М. І. Вериківський - К. : Мистецтво, 1964. - 31 с.
  4. Вериківський Михайло Іванович. 14 маленьких прелюдій: для ф-но/ М.І. Вериківський - К. : Муз. Україна, 1968. - 20 с. - (Нові твори українських радянських композиторів)
  5. Леонтович Микола Дмитрович. Хорові твори/ М.Д. Леонтович; упоряд. М.І. Вериківський - К. : Держ. вид-во образотв. мистец. і муз. літ. УРСР, 1961. - 232 с.

Календарь событий

     1 2
3 4 5 6 789
10 11 12 13 141516
17 18 19 20 21 22 23
24 252627282930
31