Георгий Иванович Нарбут

09.03.2021

«Мазепинець полку Чернігівського, Глухівської сотні, старшинський син,
гербів і емблем живописець».

Подпись под семейным гербом (1912)

9 марта отмечают годовщину не только со дня рождения Тараса Шевченко. В этот день также вспоминаем и  о другом выдающемся украинце – Георгие Нарбуте. Это его авторству принадлежал дизайн первых украинских денег, марок, герба и даже государственной печати и некоторых составляющих интерьера в государственных учреждениях.

Нарбут Георгий Иванович родился 09.03 (25.02) 1886 года на хуторе Нарбутовцы под гетманской столицей Глухов Черниговской губернии Российской империи (сейчас – Сумская область, Украина), в семье, происходившей из старинного, но обедневшего казацкого рода, которому когда-то и принадлежал хутор Нарбутовцы.

Начальное художественное образование получил самостоятельно. В 1906-1917 гг. жил в Петербурге. В 1896-1906 гг. учился в Глуховской мужской гимназии. Некоторое время учился у Ивана Билибина и Мстислава Добужинского. Веселый заводила мальчишеских шалостей (который называл себя Нарбутякой) отмечался спокойным нравом, комфортным юмором, замедленной речью, артистичностью, дисциплинированностью в труде – постоянно рисовал: в столовой, на террасе. «Нарбут сідав за малюнок вранці, працював увесь день, всю ніч, не лягаючи спати, а тільки викурюючи гори цигарок, працював ще вранці і до обіду здавав малюнок», – писал художник Дмитрий Матрохин.

Георгий скоро удостоился славы маэстро, украинец из ученика вырос полноправным коллегой Билибина, Лансере, Бенуа. Его рисунки к басням Крылова и сказкам Андерсена считают классикой русской книжной иллюстрации. В 1910 г. Нарбут оформил серию детских книг-тетрадей по заказу издателя И.Кнебеля и за полученные средства поехал в Мюнхен, где изучал тайны творчества Альбрехта Дюрера, брал уроки в частной школе венгра Шимона Холлоши. По возвращению в Петербург стал членом художественного объединения «Мир искусства».

Как замечательный знаток украинского древнего искусства и геральдики, выполнил множество гербов, иллюстрировал Малороссийский Гербовник (Владислава Лукомского и Вадима Модзалевского, 1914), «Гербы гетманов Малороссии» (1915), «Старинная архитектура Галичины» (Юрия Лукомского, 1905), «Древние усадьбы Харьковской губернии» (1917) и др.

В 1912 году проходила выставка «Ломоносов и Елизаветинские времена», организованная Императорской Академией наук Санкт-Петербурга с отдельным залом украинской тематики. Эта выставка произвела на Георгия Нарбута сильное впечатление, ведь Российская империя с шиком представила все награбленное у порабощенных народов. Украину должен был представлять отдельный зал под названием «Малороссия». И именно Нарбуту Имперская Академия предложила оформление этого зала.

Отказаться он не мог, хотя бы потому, что получал уникальную для себя возможность в собственных руках подержать оригинальные старинные вещи Гетманской эпохи. Нарбут всегда интересовался украинской культурой и знал о ней много, но – в основном из книг. А здесь, на выставке, впервые увидел разнообразие старинных и рукописных книг, архивные документы, творения украинского золотничества и серебряные изделия, фото архитектурных шедевров, изображения запорожцев на старинных портретах, украинские гетманские и запорожские хоругви, иконы, печати, пороховницы, трубки, рюмки... На выставку привезли рукописи и старопечатные книги XVII -XVIII веков. А еще – гравюры  Левицкого и Козачковского.

Нарбут увидел запорожцев в узорных парчовых кафтанах, национальных костюмах. Через несколько лет, рисуя украинский костюм, он по памяти точно воссоздаст каждую деталь украинского орнамента, виденного на выставке.

Нарбут выполнил настенные росписи этого зала.

А, кроме того, смог навсегда запечатлеть для себя в своей фотографической памяти все то, что видел, чтобы затем воспроизводить в рисунках, гербах и в дизайне уже украинских графических изображений.

Интересно, но, будучи взрослым, Нарбут не мог писать с натуры, хотя рисовал правой и левой рукой, обладал феноменальной зрительной памятью (сложный орнамент, виденный один раз, мог безошибочно воспроизвести через несколько лет). Говорят, Нарбут «родился графиком», он самостоятельно овладел техникой. Г. Лукомский называл его единственным в своем роде.

Международное признание пришло к Георгию Нарбуту в 1914 г., когда на всемирной выставке в Лейпциге он был награжден золотой медалью и дипломом.

В 1915 году его призвали в армию, где он устроился в Красный Крест. В 1917 году график переезжает в Киев.

Свержение самодержавия Нарбут встретил восторженно. М. Добужинский вспоминал:: «Я часто зустрічався з ним у перші дні весняної революції і спостерігав його ентузіазм. Він був весь час точно напідпитку і радий був можливості безкарно викидати різні штуки. Так, одного разу він спалював разом з натовпом аптечного орла, і, як він сам мені казав, з великим задоволенням, тому що ці орляки завжди обурювали його геральдичний смак».

В столице Георгий Нарбут становится профессором и соучредителем Украинской академии искусств. Преподает Лозовскому, Могилевскому, Хижинскому, Кирнарскому. В 1919 году одна должность сменяет другую. Нарбут входит в профессиональный союз художников, затем – в комиссариат по делам искусств и культуры. Позже занимает должность начальника отдела искусств в Наркомпроме, контролируя печатные издания.

Весомым достижением Георгия Нарбута являются непревзойденные эскизы первых украинских денег. В их оформлении художник применил орнаменты украинского барокко XVII-XVIII вв., декоративные шрифты, изображения самострела (герб Киевского магистрата XVII-XVIII вв.), трезубец князя Владимира. В народе эти деньги называли «Горлинка» из-за сходства орнамента с орнаментом традиционной украинской вышивки женской одежды. Ценным считается эскиз банкноты, на которой изображена молодая украинская крестьянка со снопом пшеницы и мужчина с молотом, в обрамлении венка из цветов, плодов, овощей, пшеницы. На оборотной стороне – трезубец в лавровом венке. Талант и творчество художника в сфере шрифтоведения определил развитие этого вида искусства в Украине на долгие годы.

Графическая серия «Украинская азбука» демонстрирует разнообразие художественных методов. 15 черно-белых графических листов воплотили множество образов, передали влюбленность художника в украинскую природу. Сочетание графической простоты и изысканности композиции, красоты рукописной и печатной книги, мировых достижений по созданию шрифтов позволяет признать творение Георгия Нарбута шедеврами, творческим завещанием будущим поколениям украинских графиков. Свидетельство этому – современная геральдика и шрифты. Большинство государственных документов Украины до сих пор используют нарбутовский шрифт. Украинские денежные знаки современной независимой Украины, которым в 2021 г. исполняется 25 лет, до сих пор используют наследие основателя украинской графики, оформителя банкнот украинской гривны времен УНР.

Последним крупным художественным замыслом Нарбута было иллюстрирование «Энеиды» Ивана Котляревского, но из-за преждевременной смерти он успел выполнить только одну иллюстрацию.

Умер от эпидемического сыпного тифа 23 мая 1920 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище.

Современный историк Сергей Белоконь, исследуя творческий и жизненный путь украинского графика, наводит интересные параллели между Георгием Нарбутом и Тарасом Шевченко. Они родились в один день – 9 марта. Нарбут и Шевченко были очарованы казацкой романтикой, длительное время имели «петербургскую прописку», но остались украинскими творцами. В частности, следует отметить, что в 1917 году, вернувшись в Киев, Нарбут поселяется по адресу, где в 1859 г. жил Тарас Шевченко. Автор считает это совпадение важным для понимания художественного и историко-культурного наследия Украины, так как эти титаны «започаткували зліт української культури».

Больше можно узнать, обратившись к документам из наших фондов:

О нём:

1. Бойко-Гагарін Андрій. Георгій Нарбут - творець грошей з національним духом [Текст] // Нумізматика і фалеристика. - 2017. - N 2. - С. 20-26 - Бібліогр. наприкінці ст.

2. Воронова Мальвина. Георгий Нарбут: сочиняя себя [Текст] // Личности. - 2016. - N 10. - С. 26-49

3. Дмитрієнко М. Ф. Нарбут Георгій (Юрій) Іванович / М. Ф. Дмитрієнко, О. В. Ясь // Енциклопедія історії України. У 10 т. Т. 7: Мі–О / редкол. : В. А. Смолій (голова) [та ін.] ; Ін-т історії України НАН України. – Київ : Наук. думка, 2010. – 728 с.: іл.

4. Нарбут: студії, спогади, листи : [реконструкція знищеного 1933 року "Нарбутівського Збірника"]/ Інститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології імені М. Т. Рильського; упоряд. С. Білокінь, заг. ред. А. Білоусова, заг. ред. Б. Завітій, пер. М. Панченко, пер. Т. Ватажишина, пер. А. Палагнюк, фот. М. Андрєєв, фот. Ф. Окуневський, фот. І. Авдєєнко- Київ : Родовід, 2020. - 407 с. - Бібліогр. у підрядк. прим. та правому боковику. - Джерела текстів: с. 396-397. - Перелік і джерела іл.: с. 398-395. - Про авт. текстів: с. 404-407 - (Проєкт "Нарбут XXI").

Календарь событий

  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21222324252627
282930    
Библиотека работает
с 9:00 до 18:00
пятница – выходной день
последний понедельник месяца –
санитарний день