Херсонская областная
универсальная научная библиотека
им. Олеся Гончара
ПН-ЧТ: 9:00-18:00
СБ-ВС: 9:00-18:00

Дмитрий Степанович Бортнянский

Этот материал есть на украинском языке

08.11.2021

«Прибульці (малороси) зайняли тут (у Великоросії) найвидніші і найвпливовіші місця, від ієрархів до управлінь консисторій, ними влаштованих, від вихованців царської родини до настоятелів монастирських, до ректорів, префектів і учителів ними таки заснованих шкіл, до кабінетних і типографських учених, діловодів, дяків, секретарів. Усе майже підпадало під їх безперечний вплив: богословське учення, виправлення священного й богослужебного тексту, друк, церковна адміністрація, храмовий, громадський і домашній спів, ноти...» (П.Бессонов. 1871).

270 лет минуло со дня рождения Дмитрия Бортнянского – одного из многих выдающихся украинцев, чьи имена в свое время прославили Российскую империю, а впоследствии они были присвоены современной Россией. Соответствующие документы, надлежащие записи в церковных книгах о дате рождения будущего композитора не сохранились. Однако наиболее вероятной музыковеды считают 28 октября (8 ноября) 1751 г., основываясь на том, что самым популярным святым по имени Димитрий (Дмитрий) на территории Украины был греческий великомученик Дмитрий Солунский, день памяти которого приходится именно на тот день.

Из-за отсутствия подлинных сведений о детстве Д.Бортнянского невозможно  утверждать, каким образом атмосфера тогдашнего Глухова – столицы Гетманщины и главной резиденции графа К.Г.Розумовского, которая бурлила светской художественной жизнью и дала отечественной культуре немало выдающихся деятелей (в т.ч. земляков Бортнянского – композитора Максима Березовского и скульптора Ивана Мартоса), – повлияла на становление будущего маэстро. Но есть предположение, что он некоторое время учился в Глуховской певческой школе – важнейшем учебном заведении тогдашней Российской империи. Именно из числа учеников этой школы осуществляли набор певцов в Придворную певческую капеллу в Петербурге! В один из таких наборов попал и маленький Дмитрий. Случилось это в 1758 г., когда мальчику было всего 7 лет. Первым музыкальным наставником Д.Бортнянского в Петербурге был Марк Полторацкий – тогдашний руководитель Придворной капеллы и тоже украинец. При капелле действовала музыкальная школа, где все малолетние капеллане должны были пройти обязательный курс обучения. Известно также, что юный Бортнянский параллельно учился в Кадетском корпусе и вместе с другими воспитанниками участвовал в оперных спектаклях. Источники зафиксировали несколько таких выступлений – в 1762 и 1764 годах, Дмитрий исполнил сложную женскую партию (ведь их в основном поручали именно юным певцам) в опере Г.Раупаха «Альцеста», а впоследствии, в 1765 г., он в той же опере уже пел мужскую партию (Адмета). Звенящий, серебристый голос и прекрасная внешность юного Бортнянского пришлись по душе самой императрице Елизавете Петровне, которая, по словам одного из первых биографов художника Д.Долгова, относилась к нему с материнской заботой. В 1766 г. будущий композитор, как и остальные певчие Придворной капеллы, начинает изучать иностранные языки: французский, итальянский и немецкий. Возвратным этапом «капелянского» периода жизни Бортнянского стало начало занятий с известным итальянским композитором Бальдассаре Галуппи, работавшим при Российском императорском дворе. Он вскоре и порекомендовал отправить парня в Италию, где молодой композитор получил музыкальное образование, в частности в знаменитой Болонской академии, где в тот же период учился Вольфганг Амадей Моцарт.

Основным местом пребывания Бортнянского в Италии была Венеция, где он продолжал занятия у Б.Галуппи – директора консерватории «Оspedaletto a Santi Jovanni e Paolo» («Малое убежище святых Иоанна и Павла»). Другие места пребывания Бортнянского – Флоренция, Рим, Милан, Неаполь, Модена и Болонья с ее известной на всю Европу Болонской филармонической академией. В Болонье он учился у самого авторитетного музыкального теоретика Джамбаттиста Мартини.

За этот период художник создал три оперы, премьеры которых прошли с большим успехом: «Креонт» (1776 г.), «Алкил» (1778 г.) – (обе оперы впервые были поставлены в театрах Венеции, впоследствии шли в других городах Италии); «Квинт Фабий» (1779 г., г. Модена). Выдержал Бортнянский «оперный экзамен» и в Риме и Болонье, публика которых считалась наиболее опытной и бескомпромиссной в оценках. Уже в этих ранних произведениях композитор проявил себя типичным представителем музыкального классицизма.

Вернувшись в Санкт-Петербург в возрасте двадцати восьми лет, композитор приступил к карьере, работая как придворный капельмейстер, впоследствии – капельмейстер «малого двора» великого князя Павла Петровича, и наконец – как директор придворной капеллы. Этот пост он занимал до смерти в 1825 г.

Как отмечает украинский исследователь творчества Бортнянского В.Иванов, большинство его хоровых произведений написано именно в «павловский» период. Это три оперы на французском языке: «Праздник сеньора», «Сокол» (обе – 1786 г.) и «Сын-соперник, или новая Стратоника» (1787 г.); многочисленные инструментальные произведения, в т.ч. «Концертная симфония» (1790 г.); два концерта для клавичемболо с оркестром; 2 квинтета для фортепиано, арфы, скрипки, альта (виолы и гамба) и виолончели; сонаты для клавира, из которых три – соль мажор, фа мажор и си бемоль мажор – по сегодняшний день присутствуют в репертуаре исполнителей-пианистов; 2 сонаты для скрипки и фортепиано... Но настоящей святой святых Бортнянского стала хоровая музыка – как духовная, так и светская.

Бортнянский своим творчеством утвердил традиции украинского хорового пения в репертуаре Петербургской хоровой придворной капеллы, которая состояла в подавляющем большинстве из носителей украинских музыкальных традиций, усвоенных в Глуховской школе. В то же время Бортнянский заложил основы традиций многоголосного хора в России. Он создал в капелле великолепный хор, обладавший безупречными техническими и тембровыми качествами, высокой вокальной культурой. Постоянная практическая работа с таким коллективом помогла Бортнянскому глубоко постичь специфику церковного хора, о чем свидетельствуют его лучшие концерты – 15, 16, 19, 24 и 30-й. И особенно последний, тридцатый концерт, написанный в 1790-х годах. Он отличается особой непосредственностью, искренней задушевностью. В нем теплой лирической струей, словно духовный рефрен, звучит интонация родной Бортнянскому украинской песни.

Музыкальное наследие художника огромно. Он написал 35 четырехголосных хоровых концертов для разных составов, которые назывались в его время псалмами, 10 двухоровых концертов, 14 четырехголосных концертов «Тебя Бога хвалим», 29 отдельных литургических песнопений, трехголосную литургию, духовные произведения для женского хора с рефреном смешанного хора церковных киевских и болгарских песнопений и многие другие. Церковно-вокальный стиль Бортнянского является вершиной искусства того времени. Недаром произведениями Бортнянского восхищались Берлиоз и Бетховен.

Умер Дмитрий Степанович Бортнянский 27 сентября 1825 года в Петербурге, а затем был похоронен на Смоленском кладбище. По народному преданию, в этот день больной Д. Бортнянский призвал к себе хоровую капеллу и попросил спеть его любимое произведение: «Вскую скорбь ты душе моя», под конечные звуки которого композитор отошел на вечный покой. Он передал потомкам свое драгоценное наследие, которое рядом с наследием других гениальных его современников – Максима Березовского и Артемия Веделя – образовали «золотую» эпоху в истории украинской музыки.

Календарь событий

     1 2
3 4 5 6 789
10 11 12 13 141516
17 18 19 20 21 22 23
24 252627282930
31